Эйзенштейн. Монтаж аттракционов.

Эйзенштейн. Монтаж аттракционов.

На второй неделе новой четверти наша школа отправила нас на культурную программу в выставочный музей современного искусства. В этот раз (а для меня это третий) мы посетили выставку Эйзенштейна. На экскурсии-ознакомлении с его биографией мы рассмотрели самые разные грани его личности. Мы говорили о Эйзенштейне как о великом карикатуристе, кинорежиссере, как о человеке с разнообразными способностями. И я хочу поделиться с вами тем интересным, что мы о нём узнали. Начать, пожалуй, стоит с краткой биографии. Приступим. 
Родившись в Риге в зажиточной семье известного архитектора, он с самого детства мог заниматься интересующим его делом, не думая о проблемах и хлебе насущном. Он побывал в Париже, брал уроки верховой езды, играл на рояле и знал три языка, постигал новое искусство фотографии и баловался созданием комиксов.

Будучи примерным сыном, Эйзенштейн окончил Реальное училище и поступил в Петроградский институт гражданских инженеров. Но тут случилась революция, буквально отрезавшая его от родных. Вскоре юношу призвали на военную службу в Красную армию. Надо сказать, что к этому времени в нём всё ярче разгоралась любовь к театру, но пока только с точки зрения архитектуры и оформления. За годы, проведённые им в армии, он успел оформить множество театральных спектаклей в качестве художника-декоратора. Вернувшись в Москву и пережив кратковременное увлечение японским языком, он поступил в Государственные высшие режиссёрские мастерские, возглавляемые Всеволодом Мейерхольдом. Именно здесь Эйзенштейн впервые прикоснулся к искусству кино. Его уход из театра был вполне сознательным, но почти совсем не связанным с тягой к новому виду искусства. Дело в том, что он не видел смысла работать в той области, где уже существовал свой гений – Мейерхольд, поэтому он обратился к области иной – той, где гения ещё не было.
Первые кинематографические опыты Эйзенштейна были не столько художественными, сколько техническими - в частности, он перемонтировал знаменитую картину Фрица Ланга "Доктор Мабузе, игрок", которая в нашем прокате вышла под заглавием "Позолоченная гниль". Дальше была робкая попытка документалистики, выросшая в создание собственного узнаваемого кинематографического языка. Сейчас и "Октябрь", и "Броненосец "Потёмкин" вряд ли кем-то воспринимаются как документальные ленты, но задумывались они именно таковыми. Дальше успех молодого режиссёра пошёл по нарастающей: зарубежная учебная командировка, во время которой Эйзенштейн не столько учился, сколько сам преподавал; и, конечно, новые и новые фильмы. Не все из них становились и признавались бесспорными шедеврами, но те, которые входили в сокровищницу мирового кинематографа, оставались в ней до конца. 
А сейчас я хочу перечислить вам парочку интересных фактов из его жизни.
1.Стал доктором искусствоведения, не защитив диссертацию.
Почетную учёную степень Эйзенштейну присвоили совсем не за кропотливую научную работу, а за сценарий фильма "Александр Невский", который вскоре после своего выхода на экран собрал всевозможные премии и награды и моментально разошелся на кино-цитаты.
2. Создал орков для "Властелина колец".
Конечно, реальность чуть менее впечатляюща, чем заголовок, но тем не менее. Дело в том, что кто только не использовал кадры ледового побоища из снятого Эйзенштейном "Александра Невского". Причем наиболее колоритными казались тевтонские войска. Когда режиссер Ральф Бакши взялся за создание анимационного фильма "Властелин колец", он использовал фигуры тевтонцев из "Александра Невского" - поверх них были нарисованы орки.
3. Реконструировал одно из первых русских театральных представлений.
Вернее будет сказать даже "пратеатральных". В своей картине "Иван Грозный" он подробно восстановил одно из двух церковных театральных действ древней Руси – "Пещное действо", традиционно разыгрываемое в церквях на Рождество.

И ещё один факт, связанный с "Иваном Грозным", - костюмы с этой картины оказались весьма востребованы спустя три десятилетия, когда Леонид Гайдай взялся за создание своей фантастической комедии "Иван Васильевич меняет профессию".
4. Умер, "не дойдя" нескольких шагов до цветового кино.
Как и любой уважающий себя крупный режиссёр эпохи чёрно-белого кино, Эйзенштейн много экспериментировал с цветом. Способы и цели были разные, но цвет периодически окрашивал, то целые сцены, то кадры, а то и вовсе отдельные элементы внутри кадра. Но до полноценного цветного кинематографа он не дожил. Интересно, что в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года, когда режиссёр скончался от сердечного приступа, он как раз работал над статьей "Цветовое кино".

 

.

Напишите нам